Для родителей

Организация домашней подготовки учащихся

    Овладение игрой на музыкальном инструменте требует постоянной тренировки. Поэтому с первых же месяцев занятий необходимо выработать у ребенка привычку к систематическим домашним занятиям, причем правильно организованным. Немаловажную роль в этом играет контроль и поддержка со стороны родителей.

    Домашние занятия должны быть подчинены определенному режиму. Целесообразнее всего посвящать музыке время перед приготовлением уроков для общеобразовательной школы, чем после них, т.к. переключение внимания отразится благоприятно на занятиях, как искусством, так и наукой. Более распространенный порядок, при котором игра на фортепиано откладывается на конец дня, дает плохие результаты: ученик либо совсем не успевает заняться музыкой, потому что затягивается приготовление школьных уроков, либо садится за инструмент утомленный, сонный, и тогда занятия музыкой, кроме вреда, ничего не приносят.

Дома нужно создать ребенку соответствующую обстановку для занятий. При неустойчивости внимания младшего школьника все происходящее вокруг него – разговоры, появление нового лица, детские шумные игры – легко отвлекает его от сосредоточенной работы.

Отдельно хочется коснуться рабочего места юного музыканта. Стул должен быть удобным, подходящим по высоте, при необходимости, нужна подставка под ноги.

  Заметно оживляет работу ребенка проявление интереса со стороны взрослых. Вот почему дети любят, когда кто-нибудь из старших сидит возле них и поощряет их, но при этом старается не мешать их активности и самостоятельности, которую добивается педагог.

Продолжительность домашних занятий зависит от индивидуальности ученика, а также от его возраста. Учитывая большую утомляемость детей младшего школьного возраста, можно считать 20-30 минутную работу в день достаточной для детей 6-7 лет. Для более старших школьников продолжительность занятий увеличивается до 1,5-2-х часов с перерывами на отдых. Причем момент отдыха должен наступать до момента появления усталости. Опять же оговоримся, что все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Ввиду ограниченности времени, которое школьник может уделить занятиям музыкой, особое значение имеет продуктивность занятий. Вопрос качества работы должен быть основным, домашние занятия не должны превратиться в механический процесс. Продуктивность зависит от планомерности, целенаправленности и рациональности работы. Понятно, что в первом классе родителям необходимо выполнять домашнее задание вместе с ребенком, внимательно читать задание в дневнике. Попытаться вместе с ребенком вспомнить основные моменты предыдущего урока.

В последующих классах также можно предложить ребенку восстановить ход урока, вспомнить допущенные им ошибки и способы их исправления, указанные педагогом.

На начальном этапе обучения особое внимание следует уделять рукам, постановке игрового аппарата, т.к. от этого зависит музыкальное будущее вашего ребенка. Нужно постоянно заставлять ребенка следить за руками, как этого требует педагог. Сначала этот процесс будет произвольным, требующим усилий со стороны ребенка. Позднее он перерастет в непроизвольный, и вот тогда все упущения в постановке аппарата будут сказываться на исполнении. Ребенок будет чувствовать неудобства, возникнут сложности в техническом отношении.

Для большей продуктивности домашних занятий можно чередовать выполнения заданий. К примеру, начинать не с гамм и упражнений, а с пьес, либо разбора нового материала. Если по каким-то причинам сегодня у ребенка не так уж много времени для занятия, лучше отработать небольшой отрезок произведения, но качественно. Бесполезными будут обычные проигрывания произведения целиком от начала до конца, если это не этап подготовки к выступлению. Кстати, говоря о подготовке к выступлению, будь то академический концерт, экзамен или просто публичное мероприятие, полезно дома устраивать ребенку мини-концерт. Усаживайте в комнате всю семью, можете пригласить друзей, знакомых, и пускай ребенок играет вам программу.

Итак, продуктивность домашней работы зависит, с одной стороны, от отношения к ней ученика, его заинтересованности, активности, сознательности, самоконтроля; с другой – от правильной его организации: регулярности, планомерности, правильного чередования работы и отдыха и благоприятных условий для занятий.

Список литературы.
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1978.
2. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – Киев, 1977.
3. Михелис В.Л. Первые уроки юного пианиста. Очерк методики обучения и воспитания. – Л., 1962.
4. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология — М.: Педагогика, 1975.
5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – Классика-XXI, 2004.